Коляда

 

Зимнее солнцестояние один из важнейших праздников наших предков. Ведь через несколько дней после этого события праздную Коляду, а точнее 25 декабря. Коляда начинает серию зимних праздников, которые 6 января завершаются Водокресом. С Коляды по Щедрец (31 декабря) отмечали Святые вечера, а вот с 1 по 6 января — Ворожные (Ворожеевы, Страшные). Кстати и тогда эти дня называли как и сейчас — Святки, Святочные вечера.

Считали, что на зимнее солнцестояние нарождается новое Солнце, бог Хорс. И в самую длинную ночь в году волки вывозят младенца на небо. Есть мнение, что слово Коляда это обозначение всего круглого отсюда и слова колесо, коловорот, колобок.

На Коляду пекли круглый хлеб, на котором старшая женщина в семье делала бороздки в виде косого креста. На стол клали солому, а сверху скатерть. Солома это для коней, которые по небу Солнце-Хорса возят.
В эти же дни проводился обряд обновления огня. Все гасили свои очаги, и волхвы трением или от кременя с кресалом добывали новый огонь, и зажигали большой костер. От него уже все разносили себе по домам новый огонь. Поджигали колесо и запускали его с какой-нибудь горошку — огненное колеса это тоже символ возрождающегося Солнца.
Молодежь, дети колядовали. Наряжались в маски, выворачивали тулупы наизнанку, бегали по домам пели колядки и просили в замен конфет, пирогов или денежку.
Каждому, кто оделял вкусняшками, колядовщики желали всяческих благ, благословляли его дом и семью.
Один из способов благославления хозяев это посыпание их зерном. Этим как бы призывали и хороший урожай на будущий год, и счастье в дом.

Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!

Колядовщики олицетворяли нижний, Навий мир, и наделяя их пирогами люди как бы приносили жертвы духам и предкам. Считается, что не все наколядованное съедалось, какая-то часть всего добытого приносилась колядовщиками в жертвы предкам, Роду, Радуницам. В Белоруссии до сих пор известны колядки, где поют «Нас прислали Деды на блины». Деды — это предки. Ведь на эти дни приходятся и дни поминовения.
Кстати, если хозяева колядовщикам попадались жадные, то те могли и напакостить двору: ворота унести, забор поломать, ну и заодно пожелать кучу разных бед и напастей. Ведь они сейчас олицетворяли вредных духов Навьего мира, их задабривать надо, а не жадиться.
В Украине, Белоруссии, России празднование чуть отличались. В Украине вспоминали старшего брата Хорса — Овсеня (Авсеня), он прокладывал дорогу Солнцу-Хорсу. Выдвинутый на роль Овсеня обходил селение с козой, ему завали вопросы куда он идет, да что делает, и зачем.
— Овсень, куда едешь?
— Мосты мостить!
— Кому ездить?
— Коляде государю!
— На чём ему ездить?
— На солнечной свинке!
— Чем погонять? Поросёнком!
Кстати в Украине считалось, что Хорс приезжает на золотом поросенке или свинке с золотой щетинкой. И блюда из свинины были главными на столе в эти дни. Кстати, во многих деревнях сохранилась традиция «колоть свинью на Рождество». Возможно это идет от наших предков еще.
И сейчас в Святочные дни, Рождественские праздники, мы неосознанно соблюдаем традиции предков: колядуем, рядимся в маски, празднуем Святки, гадаем-ворожим. Правда, истинного смысла этих действий мы уже и не помним. Да и сложно сейчас сказать так ли было все, как пишут в умных книгах или нет. К сожалению точное понимание языческих праздников наших предков утеряно.

похожие записи

Оставить ответ