Было ли гонение на ведьм на Руси

 

В этой статья я расскажу о том, как же ведьмам жилось на Руси. Бытует мнение, что инквизиции как таковой в христианской России не было. Да, католическая церковь, под знаменами которой в Европе жгли людей, у нас власти не имела, но и в наших землях были прецеденты. Конечно их не так много и планомерной охоты на ведьм на Руси никогда не было.
Принято считать, что до всеобщей христианизации Руси знахарей, ведунов, ведьм уважали и боялись. Не знаю, но думаю что нравы после Крещения Руси не сильно изменились. И деревенских колдунов все так же продолжали уважать и бояться. Но стоило заболеть скоту или людям, как в этом же колдуна-ведьму и обвиняли. Разбирала такие дела конечно церковь. В «Уставе князя Владимира о суйдестве» ведовство, чернокнижие и проч. относилось к суду церкви.


Что же рассказывает нам история? А вот что: один из процессов над ведьмами был инициирован в 1024 году. Это было под Суздалью и «сожжены были лихие бабы», женщин обвинили в неурожае. Дальше Новгород 1227г. на архиерейском подворье «были сожжены четыре волшебника». Год 1444 Можайск, тут народ не погнушался схватить и з жечь боярина Дмитровича и его жену. Церковные деятели были всеми руками за казни чернокнижников. Точно известно, что киевский митрополит Иоанн, владимирской епископ Серапион, новгородский архиепископ Антоний были ярыми сторонниками за уничтожение ведьм. Сколько тут было истинной веры, а сколько жажды наживы не знаю.

Вспомним Иоана Грозного — вот кто снискал себе славу в борьбе с чернокнижкниками. Даже своих ближайших советников Сильвестрова и Адашева обвинил в чародействе и в том, что «извели царицу Анастасию Романовну». правда их сослали в монастырь, грехи замаливать. Иван Грозный указом своим запрещал иметь в доме «богомерзкие книги», чародев буде таковые найдутся, приказывалось бить. гнать и ограбить. Сколько под это свелось личных счетов и неизвестно.
Федор Иоанович, сын Ивана Грозного, пробовал быть более либеральным к магам и чародеям. В его 1589г судебнике ведьмы защищались от произвола и оскорблений. Но при этом в 1591 году при большом стечении народа были сожжены колдуны наславшие болезни на Мурат-Гирея.
1647 год, правит царь Алексей Михайлович, по его указу были в Шацке сожжен крестьянин с женой. а через какое-то время еще один и тоже с женой. Этих несколько дней пытали, потом сломали ребра, сожгли ноги, и бросили в тюрьму, где люди и умерли от голода.
Гетман Украины Иван Брюховецкий, который активно наводил мосты с Москвой, и даже был женат на дочери московского боярина, сжег 6 женщин после того, как у его супруги случился выкидыш: «сжечь пять баб ведьм да шестую гадяцкова полковника жену Острую». Историки говорят, что людям крайне не нравилось, что их атаман так связан с Москвой, и акт устрашения был им предпринят, чтобы напугать и успокоить людей.
В 1714 году Татищев спас на Полтавщине женщину, которую хотели сжечь.
1720г. — Волынь, сожжена крестьянка Каплунка Проська. Женщину засыпали землей по шею, а голову сожгли. Она обвинялась в насылании мора на деревню.
1730г. помещик Малинский несколько дней пытает и сжигает свою крепостную Мотрону Перистую.
1745г. село Обуховка, крестьяне сожгли женщину, потому что на поле стали появляться «закрутки», и именно потому подохло много коней.
1758г. управляющий поместьем графа Тышкевича сжег «шестерых чаровниц», о чем и докладывал своему хозяину. В соседнем поместье в тоже время была сожжена еще одна женщина: «Женщина созналась, и с великим отчаянием отправилась на тот свет» писал тамошний управляющий.
К концу ХVII века, люди стали верить в колдовство все меньше и меньше, а на чародеев предложено было подавать в суд. Например помещик Балаба подал в суд на крестьянку, так на его поле стали появляться «закрутки», и он боялся собирать урожай. После освящения урожая, Балаба все же собрал его, но сам есть не отважился — все продал. А через пару дней подал в суд на ведьму Зиновию Глобиху, так как его семья стала чувствовать себя плохо.
Несмотря на все меньшую веру в колдунов, самосуды все еще происходили: д. Врачево 1879г, Новгородская область сейчас, сожжена крестьянка «за её чародейство» Аграфена Игнатьева, 1885 под Херсоном сожгли «трёх ведьм», их обвинил в наступлении засухи. В 1904 году в суде было дело об убийстве женщины мельником. Старушка проходила мимо его мельницы и перекрестилась, мельник усмотрел в этом порчу, и выскочив убил женщину колом.
С наступлением советской власти всякая вера в колдовство и чародейство высмеивалась, правда и ведуньи, к которым ходили за помощью люди, активно ссылались и сажались. Потому гонения по сути продолжались, но уже не по вере в колдовство, а по тем же мотивам, что на христианскую церковь.
Много или мало было убито, пытано, сожжено на Руси людей по обвинению в ведовстве — если сравнивать с «просвещенной Европой», то очень мало. Повальных гонений не было, конечно. Но и сказать что страх перед ведьмами обошел Русь стороной нельзя.

похожие записи

Оставить ответ