Что ели в Древнем Новгороде

 

Вы никогда не думали, что любили кушать наши далекие предки? Обычно, если задать этот вопрос, то начинают цитировать одну яркую сцену из «Иван Васильевич меняет профессию»: «Почти заячье перченые, икра заморская – баклажанная…» и так далее. Но, на самом деле аутентичных рецептов кухни тех далеких времен практически и не осталось. Если есть что вспомнить, то описание запечённого на углях мясо, что любил Святослав. Но, все кое-что известно.

Археологи выяснили, что хлеб был основой стола еще в домонгольское время. В Новгороде находят злаковые культуры, точнее их семена. Хлеб был, преимущественно, ржаной. Хотя и пшеницу, конечно сажали, ка ячмень и просо. Эти культуры считаются основными, но главенствовала именно рож.

Рецепт хлеба тех времен, как не удивительно есть в житие Сергия Радонежского. Дан он просто, но понятно: «просфиры сам печаше: преж бо пшеницу толчаше и меляше и муку сеяше и тесто месяше и квасяше»

Там же есть и рисунок – миниатюра, который показывает все стадии выпечки хлеба. Есть и жернова, именно такие находят при раскопках, есть и печь, и сами хлебцы: светло-коричневые, кругленькие, пухлые.

Что любопытно: хлеб был, видимо, одного размера. Во всех документах его отмечают не по весу, а количеством. Где-то его выдают сиротам вечевая грамота сиротам Терпилова погоста предписывала выдавать по «…по десяти хлебов»), где-то хлебами снимали пошлину (с игумена монастыря «взять податью 40 калачей, 40 хлебов») и так далее.

Кстати, есть в исторических документах и рецепт колобка. Да, примерно того самого, что «от дедушки ушел и от бабушки ушел».

В одной из берестяных новгородских грамот (№363) есть повеление свекра невестке своей испечь ему колобью – колобка. Свёкор дает там и рецепт: «взять солод ржаный и муке колко надобь». Вот так просто все: главное муки не жалеть, как того просит свекор.

Солод ржаной использовался именно для приготовления хлеба в качестве закваски. Ячменный был в основном для пива и прочих бражных напитков.

В Новгороде найдены и формы для пряников. Пекли их на меду.
С XV века по тем же новгородским грамотам известно, что ели и гречу. Правда, когда она появилась точно –установить не удалось.

Была еще и ячневая крупа, и пшеничная. А значит ели наши предки кашу, да любили ее.

А еще любили наши предки яблоки, сливу, малину. Сады яблоневые были обширны. Овощи на столе тоже были: огурцы (их семена найдены при раскопках), грамоты упоминают капусту. Еще найдены семена укропа.

Но были на столах новгородских и привозные продукты: миндаль и грецкие орехи. А вот лесного ореха местного было без счету. Вместо сахара использовался мед, в то время его называли «сот».
А вот приправы или пряности были товаром дорогим на Руси. Купцы могли платить пошлины не только деньгами, но перцем. А назывался он тогда «пьпьрь». Именно этого странного слова и пошло «пряность».
Соль была крайне важной составляющей новгородской древней кухни. И ее, в отличии от перца, варили на Руси.

Молочных продуктов было в избытке: само молоко и его производные. Сыры были и твердые, и мягкие, из коровьего молока, козьего, овечьего. И конечно масло.
Из мяса больше всего уважали говядину (само слово «мясо» ее и обозначало), на втором месте свинина, а на третьем баранина.
Конечно разводили и птицу: кур, гусей, уток. Очень много упоминаний об оброках птицей и яйцами.
А вот доля охотничьей добычи на столах была невелика. По большей части с охоты привозили лосей, которых было очень много и мяса в них не мало. Также была и зайчатина, и лесная птица: глухари, тетерева.

Любопытно, что церковь предписывала не употреблять в пищу животных, которые погибли сами: удавившихся в силках или порванных собаками на охоте. Сейчас мы понимаем почему были такие запреты, и для нашего времени они понятны и естественны.

Рыба на столах новгородцев была частым гостем. Больше всего вылавливали судака меньше всего – ершей. А так все современные виды рыб, а точнее их кости были найдены на раскопках. Правда, размеры их крупнее, нежели современные.

Пили же в Новгороде мед, или как ее называют сейчас: медовуху. Церковь и тут устанавливала правила потребления хмельного: «не пити более 3 чаш муду в неделю, а в скоромные дни счет особый…» У меда были свои виды: мед на подсыту и мед на подсласту. Их сравнивают с десертным и столовым вином современности.

Вторым напитком было пиво. Варили его примерно, как и сейчас, хотя точных рецептов нет. Найдено что-то вроде: «солод молодь, пиво варить». Солодом, как и медом, пивом могли взимать подати, о чем и пишут в грамотах: где сколько и с кого взято было.

Конечно же был и квас, и сыто на столах. А вот вино практически не делали сами. Чаще всего занимались этим монастыри приготовляя вино для своих нужд. А для князей напиток этот был привозным.

Конечно, очень жаль, что рецептов в привычном нам виде предки не подумали оставить. Но, суд по археологическим раскопкам стол древнего новгородца по видам продуктов, мало отличался от того, что мы привыкли есть сами.

 

 

 

 

Оставить ответ