Дубы-колдуны…

У европейских народов дуб испокон веку считался добрым и даже священным деревом. Связь дуба с культом Перуна у славян известна, стоит вспомнить хотя бы местность Перунов Дуб, упоминаемую в грамоте 1302 года. В средневековых апокрифах дуб изображается как мировое дерево: он был посажен в начале сотворения мира, стоит на силе Божией и держит на своих ветвях Вселенную. Но есть и иные дубы, прозванные… сатанинскими. Исцеляющее дупло Дуб — одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Он символизирует мужское начало, мощь, силу, твердость. Возле дубов служили молебны, совершали бракосочетания, их упоминали в заговорах целители и колдуны.

Духовный Регламент 1721 года констатировал, что «попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение». В Сербии каждая сельская община имела по нескольку священных деревьев — «записов». Обычно это были дубы. В Болгарии недалеко от Софии высились три «чтимых дуба», которые, по поверью, охраняли окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Ежегодно на Троицу их обмазывали священным маслом, или даже сверлили ствол и вливали масло туда. Кое-где у старообрядцев-беспоповцев еще в середине XIX века брачный союз заключался так: парень с девицей отправлялись к заветному дубу и обходили вокруг него три раза. Этого для создания новой семьи считалось достаточно. На культовую роль дуба указывают и археологические находки: в 1975 году со дна Днепра подняли многовековое дерево, в ствол которого было вставлено девять кабаньих челюстей. В 1910 году подобный дуб извлекли со дна Десны. Видимо, эти деревья использовались при совершении жертвоприношений. Особенно почитались дубы со сквозным дуплом, через которое можно было протаскивать больных детей, моля при этом духов об исцелении. Прокудливые деревья Говорят, душа Генриетты Уолкер поселилась в дереве Деревья, однако, бывают разными, и некоторых из них наши предки не без основания считали буйными, злыми или прокудливыми (проказливыми), вне зависимости от их породы. Такое дерево могло придавить лесоруба, а вытешут из него бревно для избы — того и гляди, обрушит весь дом на голову жильцам. Даже щепка от подобного дерева, нарочно подложенная в дом злым плотником, способна была, по мнению крестьян, разрушить новое строение. Если же буйную лесину рубили на дрова — следовало опасаться пожара! Белорусы называли буйные деревья «стоеросовыми». Вот откуда пошло выражение «дубина стоеросовая», означающее’ глупого и недоброго человека. Буйные деревья, согласно поверьям, чаще всего вырастали на заброшенных лесных дорогах или на их перекрестках. Могли они, впрочем, расти и в других местах и становились прокудливыми отнюдь не без причины. Виселица для людей второго сорта В 1584 году на атлантическом побережье США высадился английский мореплаватель сэр Уолтер Рэли. Здесь он основал колонию, названную Виргинией, и в память об этом событии посадил в урочище Комптон-Хилл дуб. В нескольких милях от него вырос со временем город Норфолк. А сам дуб по прошествии лет превратился в узловатое, изогнутое дерево с жутковатыми ветвями, похожими на щупальца осьминога. Причем характер приобрел весьма скверный. Прризошло это, надобно думать, не без помощи английских колонистов, использовавших дуб в качестве виселицы для непокорных индейцев. Во многих кодексах того времени можно прочитать, что осужденные на смерть белые поселенцы имели право быть повешенными на специально построенной виселице на центральной площади Норфолка, в то время как индейцев и негров-рабов вешали на дубе Комптон-Хилла. Тела висельников закапывались в ямах, вырытых тут же. В 1679 году на этом дубе был повешен первый белый человек. А спустя несколько месяцев в британских колониях началась «охота на ведьм», и многие женщины, осужденные за сношения с дьяволом, были повешены на дубе Комптон-Хилла. Дуб Генриетты Уолкер Среди арестованных ведьм была некая Генриетта Уолкер. Девушке был 21 год, когда ее обвинили в том, что будучи «красивой и блудливой, она вступила в связь с сатаной и бессчетным сонмом других демонов». Генриетту жестоко пытали, стремясь добиться признаний в связи с силами ада, после чего приговорили к сожжению на костре. Лето в тот год было жарким и сухим, однако, когда Генриетту 17 сентября повели на казнь, небо стали затягивать облака, а с океана подул ветер. Под его порывами гасли клочья пакли, которыми пытались разжечь костер. А когда огонь все-таки запылал, с неба обрушился невиданной силы ливень. Казнь перенесли на следующий день, но все повторилось снова. Третья попытка оказалась столь же неудачной, видимо, силы ада берегли Генриетту! Тогда городские власти вспомнили о дубе Ком-птон-Хилла. Но и тут их ждала неудача. Когда палач выбил скамейку из-под ног осужденной, толстая ветвь дерева неожиданно переломилась. Озлобленные и испуганные палачи решили повесить Генриетту еще раз, выбрав для этого самый толстый сук. И снова неудача — на этот раз оборвалась веревка! Третья попытка увенчалась успехом. Но и повешенная, ведьма жила еще десять минут, и из ее перетянутого петлей горла вырывались хриплые проклятия… Как свидетельствуют документы, хранящиеся в архиве Норфолка, все двенадцать присяжных, приговоривших к смертной казни Генриетту Уолкер, в течение следующих лет погибли насильственной смертью или в результате необъяснимых происшествий. Ведьма прокляла и перворожденных сыновей своих судей — никто из них не умер от старости в собственной постели — большинство молодых людей погибли при ужасных обстоятельствах. Не пилите «злые» деревья! Генриетта Уолкер была последним повешенным на дубе Комптон-Хилла. Больше использовать его как виселицу не удалось ни разу: ломались сучья, обрывались веревки, казни так или иначе срывались, и о «сатанинском дубе» забыли почти на сто лет. Но вот в начале прошлого века городские власти Норфолка обнаружили, что дуб Комптон-Хилла стал местом проведения кровавых обрядов некой тайной секты. Тогда дерево решено было срубить, а корни выкорчевать. Но стоило бригадепильщиковприступитькра боте, с дуба сорвался толстый сук и насмерть придавил двух рабочих. Среди местных жителей желающих продолжать их дело не нашлось, и мэр Норфолка пригласил рабочих из соседнего Портсмута. Однако в дороге кони внезапно понесли, и повозка с пильщиками опрокинулась. Возница погиб — сломал себе шею, остальные отделались ссадинами и ушибами. После этого попытки спилить дуб Комптон-Хилла не повторялись. Были и другие странности… Во время Гражданской войны между Севером и Югом, в 1863 году близ Комптон-Хилла произошла кровавая битва. В окрестностях не уцелело ни одного дома, ни одного не срубленного дерева, кроме «сатанинского дуба». Кстати, деревья вокруг него и прежде не росли — почва там неплодородная. Странно другое: обычно одиноко стоящее дерево притягивает к себе молнии, однако в этот дуб они бить не желали! Первым исследователем, который заинтересовался феноменом «сатанинского дуба», был Престон Каре,журналист из Чикаго, увлекавшийся спиритизмом. В 1932 году он, посетив Комптон-Хилл, объявил, что дуб связан с дьяволом, а позже, проведя несколько спиритических сеансов под его кроной, вступил в контакт с Генриеттой Уолкер, которая сообщила, что после казни ее душа поселилась в этом дереве. Любопытно, что в 1958 году ученые обнаружили, вокруг «сатанинского дуба» сильные магнитные поля, природу которых нельзя объяснить исходя из представлений современной науки.

Николай БЕЛОЗЕРОВ

похожие записи

Оставить ответ