Инквизиция в Европе (продолжение)

 

В продолжение предыдущего поста.

Изначально конфискация имущества еретиков не была нормативно закреплена. Инквизиция занималась искоренением ереси. К ереси были отнесены все учения, отличающиеся от генеральной линии Римской церкви. Официально заключил конфискацию закрепил Большой Турский собор в 1163 г. Именно там предписали всем светским князьям заключать еретиков в тюрьму, а имущество их конфисковать.

На костер стали все больше осуждать тех несчастных, у которых было, что взять. Особым вниманием церкви стали пользоваться евреи. Зачастую они были ростовщиками, а считалось, что законно они могут давать в долг. Жажда наживы была больше жажды борьбы с ересью.

Постоянное преследование еретиков опиралось на конфискации. Когда катары исчезли к середине XIII в. под ударами инквизиции, другие еретики – спиритуалы, дольчинисты, фратичелли – были нищие, они отрицали всякую собственность. Поживы становилось все меньше.  Однако еще до 1337 г. обязанность бальи по делам конфискаций за ересь в Тулузе была довольно прибыльная, и желающих занять ее находилось много. Например, за 1336 г. именно эта должность давала приростку в шестьсот сорок ливров десять су чиновнику ее занимающему.
Важно отметить, что даже простой писец, принадлежавший Святой инквизиции не был подсуден суду светскому, и инквизиторов нельзя было ограничить в правах.

Многие папские буллы того времени были направлены на борьбу с аморальностью священнослужителей и инквизиторов: 1249 г. папа Иннокентия IV требовал, чтобы сократились злоупотребления среди служителей инквизиции и их число соответствовало действительной надобности в их услугах. В 1321 г. Иоанн XXII упрекал ломбардских инквизиторов за то, что их вооруженными слугами совершали убийства и угнетали жителей. «Поиск метки дьявола приводил к такому количеству изнасилований, что Ватикан потребовал поумерить пыл инквизиторам» (Лори Кэбот «Сила Ведьм»)

Инквизиторы могли давать право на оружие. Чем и пользовались естественно за деньги. В 1346 г. во Флоренции состоялся церковный суд, на котором обвинялся инквизитор. Ему инкриминировалась продажа разрешения на ношение оружие более чем двумстам пятидесяти лицам, с целью извлечения выгоды. Выгода была более чем увесиста — около тысячи флоринов золотом ежегодного дохода. Это приличная сумма по тем временам, да и по этим тоже.

Так что великая и чистая борьба  ересью и ведьмовством имела под собой твердую материальную основу. Конечно были и фанатики от церкви, которые с маниакальным упорством истребляли ведьм, но в большинстве своем получение материальной выгоды перекрывало все. Ну, и конечно же, нельзя сбрасывать со счетов желание поквитаться с недругами. Став инквизитором, человек получал почти неограниченные права, и мог карать и миловать направо и налево.

похожие записи

Оставить ответ