Летнее солнцестояние • Ивана Купала


День Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) составляет один из особенно торжественных праздников не только в славянском мире, но почти по всей Европе. Он приходится около летнего солнцестояния. Праздник тот в народе известен под названием Ивана Купалы.

Прежде всего скажем, что во время славянского язычества Купало был бог плодов земных и по одним считался третьим, а по другим пятым Богом. Праздновали ему 24 и 29 июля, день жатвы, и приносили жертвы из некоторых трав, костер из которых зажигали и плясали вокруг него все, без различия пола и возраста, причем припевали песни.

С истреблением внешнего идолослужения при введении веры христианской в России, понятия тогда преобладавшего язычества внедряясь в дух и быт народа, проявлялись в древних праздниках его и поверьях, даже христианские торжества церкви получили названия языческих, как например: русальная неделя, Купало, радуница и проч.

Из явлений природы столь важных и ощутительных для человека, как повороты солнца, разделяющие год на две равные части, были сильным поводом к тому, чтобы учредить Коледу и Купалу, как праздники, столь важные в отношении к нуждам человека. Эти празднества, как мы и видели, отчасти существовали не у одних только славян, но и у многих народов Европы и Азии, только под разными наименованиями.

Замечательно, что богу Купалу приносили жертву купанием, о чем довольно пространно описано в Киевском летописце, что было и в Риме в праздник Мая (Maiuma), когда тоже обливали друг друга водою. В Дании в летнее равноденствие зажигались огни, некогда посвящаемые Бальдру, которые назывались в России купальским огнём; там в этот день купаются для здоровья, и собираемыя травы Sank-Hans Urt — считаются целительными от порчи и других болезней.

Наш Иванов день или день Ивана Купалы в существе своём сходен с немецким Iohannistag или der Tittelsommer, когда зажигается Иванов огонь.

☀ Праздник росы ☀

Накануне Ивана Купала в Литве отправлялся праздник Росы (Rossa), по старорусски Кекерис, в честь Ладо. Начиная от праздника пастухов до праздника Росы, продолжались между работами сельския песни, игры, забавы, что в обычае у тамошних поселян и по сие время. Но в самом деле начинался праздник накануне 24 июня. Эта ночь называлась Роса, которую праздновали почти все северные народы: так как почитание богини Ладо у них было общее. Праздник Росы на Руси был известен под именем Купала, в Литве Купайлы. Поздно вечером собираются Литовцы на известном месте, избранном и освященном исконными обычаями, там на поляне становятся палатки и шалаши, песни музыка, танцы и разведенные огни продолжаются всю ночь. До ныне в Вильне 24 июня вечером народ сходится в лесу пить, есть и веселиться, что называется у них «идти на росу».

Следующий день назывался святым, тогда собирались травы для врачевания скота, так же для чарования и волшебства, что делалось и на Руси. Вероятно, что Литовцы, которые святили свои воды текучия и стоячия, в этот день приносили им жертвы, бросая их в воду. Даже, может быть, сам праздник росы потому назван, что древние верили, что реки — дети моря, родящиеся от испарений морских, что и есть роса.

☀ Ивановская ночь

Как в Литве, России и Малороссии, так и в Польше празднуется Ивановская ночь почти с одинаковыми обрядами, а у Валахов и Итальянцев под именем Sabatina, Sobotki. Зажигаемые в горах сего имени огни в этот день могли им сообщить сие название. Как у нас накануне Иванова дня женщины разжигали огни, так же плясали вокруг них, пели, воздавая поклонения дьяволу (говорит Мартин, писатель XVI века), так и доныне в Польше не оставляют сего обычая, приносят жертвы из чернобыльника, который вешают по домам и опоясываются им, отправляют Соботки, зажигая огни, которые добывается трением дерева об дерево.

☀ Почитание стихии

Из всего описанного мы можем извлечь понятие, которое оказывали наши пращуры к огню и к воде, как к стихиям, без которых не могли жить и которых олицетворяли, если не для них самих, то для духов в них обитающих. Что касается до перепрыгивания чрез огонь во время Купалы, то скорее всего здесь видна идея очищения, которую мы находим у Греков и Римлян.

Возжигание огней и перехождение или перепрыгивание через них известно было ещё в глубокой древности у восточных народов, из которых многие были огнепоклонники, и по выражению книги Премудрости, огнь и круг звездный почитали строителями мира.

☀ Иванов цвет

В Малороссии, как и повсюду, существует поверье, мало по малу переходящее в сказку, что будто бы накануне Иванова дня в ночь цветет папоротник или папарышь (иначе качелыжник). Что он в эту ночь сияет огненным пламенем и освещает местность; что если только его сорвать и бежать домой, не оглядываясь, чтобы ни кричала сзади адская сволочь, то этот цвет даст возможность его обладателю открывать клады и получать богатство.

Откуда возникло это сказание, трудно вообразить; по всему можно думать, что невозможность цвести папоротнику в явь, как растению тайнобрачному не есть ли насмешка, ради того, что никому мол не нужно расчитывать на слепое счастье, а пользоваться только трудом и от него получать средства к жизни.

☀ Целебныя травы

На Иванов день знахари отыскивают «Разрыв траву», против которой, говорят, будто бы не устоит ни один замок. В эту же ночь собирают на муравьиных кучах масло в сосуд, которое признается целительным против разных недугов. Из цветов в это время собирают Купаленку (Trollium europaeus), Медвежье ушко (Verbascum), Богатенку (Erigeton acre), которую в Новгородской губернии поселяни собирают в стену на имя каждаго из семьи, замечая, что если чей цветок завянет скорее, тому или умереть в этот год, или захворать. Тогда же под корнем Чернобыльника открывают земляной уголь, который употребляют между простолюдинами, как врачество от падучей болезни и черной немочи. В рукописном травнике в начале XVIII века упоминается о какой-то траве Архилине, про которую сказано, что кто ее рвет на Рождество св. Иоанна Предтечи сквозь золотую или серебряную монету (гривну) и кто ее носит на себе, тот не боится ни диавола, ни еретика, ни злаго человека, «а растет она при большой реке».

☀ Купание на Ивана Купалу

Вообще на купалу собираются и все лекарственныя травы и коренья, приходящия в зрелость к этому времени. В некоторых местах на Иванов день топят бани и, воткнув в веники собранную ими траву Иван да Марья, парятся в этот праздник с целью получить здоровье.

☀ Толокчи в ступе

В Нерехте и в окружности был такой обычай: накануне Купала вечером девушки, собравшись к одной из своих подруг, толкли в ступке ячмень сообща, причем пели песни. А на другой день по утру из этого ячменя варили кашу, называемую кутьею, которую вечером того дня, запаривши маслом, съедали. После того, взяв от телеги передния колеса, возили на оси некоторых из подруг по селению и по полям с песнями, хватаясь руками за оглобли. Такия поездки совершались до утренней росы. Причем девушки умывались этою росою, чтобы быть красивее и здоровее.

Источник: М. Забылин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поверия»

похожие записи

Оставить ответ