Свадебные обряды славян

 

Свадьба — важное событие в жизни каждого человека.  И наши предки, по мнению многих историков, имели свадебные обряды очень разные. Некоторые обычаи мы неосознанно повторяем до сих пор — например надеваем белое платье, кража невесты на свадьбе, преломление каравая, жених переносит молодую через порог на руках и так далее.

Невеста с момента обручения считалась умершей для мира, и часто ее закрывали фатой, т.е. плотным покрывалом-платком. Она не общалась ни с кем, ведь она же «умершая», ела из отдельной посуды, и не сидела за столом со всеми вместе.
Белый наряд невесты сейчас считают признаком чистоты и невинности, но на самом деле белый и красный цвета наши предки считали траурными. «Умершая» для своего рода должна быть одета в белое, как саван (у каких-то племен это было красное) платье, с покрытой головой. За свадебным столом она не ела ни пила, не могла касаться жениха, если  только через платок.

Свадебные причитания на торжествах и сейчас часто присутствую в современности. Но мало кто знает, что невеста должна была рыдать, чтобы показать роду, его покровителям-предкам (чурам), что она искренне сожалеет о свое «смерти», о своем уходе из рода. А обычай переносить невесту через порог тоже идет из тех же традиций и верований, «умершая» невеста «рождается» в новом роду мужней женой, мужатой или замужней женщиной. Именно поэтому, чтобы хранители нового рода приняли её, и как бы не поняли откуда она взялась, ее переносил через порог муж.

Хотя, если опираться на те же «Повести временных лет», у разных племён были совершенно разные обычаи. Например о племени полян летописец говорит так: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают» .
А вот у древлян «браков… не бывали, но умыкали девиц у воды». Радимичи, северяне и вятичи тоже не признавали брачных обрядов, зато  «устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

Историки считают, что брачные обряды появились много позднее, а может они и всегда были? Ведь мы знаем о них возмутительно мало. А писал ли правду автор «Повести временных лет»  по сути неизвестно.

Есть сведения об обрядах на Руси и Украине, в которые есть несколько стадий: сватовство, помолвка и свадьба. Все это проходит при похищении невесты, или даже шуточной «войны» за нее, которая заканчивается выкупом  называли это «выкуп невестиной косы».  На второй день свадьбы часто устраивали ритуальное очищение молодых водой. В Украине в виду более мягкого климата обряд проводили на реке или просто поливали молодых колодезной водой. На Руси в северных областях этот же обряд проводили в бане или валяли молодых по снегу.

Хотя тот же Карамзин считал, что в языческой Руси свадеб не было вообще. Невесту покупали у родителей, и она жила в доме на положении рабыни без права голоса. Занималась воспитанием детей, заботами по хозяйству, а если супруг умирал раньше, то вдова восходила на костер вслед за ним. Но в дальнейшем выяснилось, что свадебные обряды разнились у разных племен.  Некоторые историки считают, что в Новгородских землях было важно привести невесту-девственницу в семью. люди там жили зачастую зажиточные, и передать накопленное непосильным трудом хотелось своему отпрыску по крови.  А в некоторых племенах на девственность или даже беременность невесты смотри не то что сквозь пальцы, а даже за хорошую примету считалось привести жену беременную или уже с ребенком. Хотя склонна считать, что так делились не по землям-племенам, а по тому какая семья — если зажиточная, то и ребенок должен быть своим, а если крестьяне — так тут важнее лишние руки в роду, и точно знаешь, что жена не бесплодна, а народит еще детей.

Я склонна считать, что и в языческой Руси были свадьбы. Может не в том виде, как сейчас, но все-таки. Точных подтверждений как все происходило на самом деле у историков нет. Ну если не считать пресловутого монаха Нестора с его «Повестью временных лет». А ему я не очень-то верю. Период был такой, что христианство стремилось убрать конкурирующую фирму в лице язычества окончательно и бесповоротно. Потому не исключаю того, что Нестор писал по указке сверху с намерениям очернить язычество. Хотя кто знает? Так как точной информации нет — нам остается только придумывать и догадываться.

похожие записи

Оставить ответ