Заложные покойники (по мотивам работ Д. Зеленина)

1795920

 

Верования и религии, приметы и традиции на Руси широки. Да и не только на Руси. Даже сейчс во многих деревнях можно услышать о том, что тот или другой человек стал заложным после своей смерти. Интересное слово какое — заложный.
Раньше к таким заложным покойникам относили тех, кто умер не своей смертью и явно раньше срока, не крещенных младенцев, самоубийц конечно, колдунов и магов, пьяниц опившихся. Заложному обычно было уготовано прослужить у неких темных (т.н. бесов и чертей) то количество лет, которое он должен был прожить на земле. Ну к магам и колдунам то не относилось — они служили нечистой силе вечно в посмертии. Могли вроде бы расти по карьерной лестнице, а могли быть оборотнями или вурдалаками.
Дмитрий Константинович Зеленин — русский и советский этнограф, провел большую работу описывая этих самых заложенных покойников. Он выяснил что многие народы на нашей Земле делят всех мертвых на два типа: первые это предки, которые могут беречь и охранять род, их поминают несколько раз в году особыми обрядами, а вторые — это заложеные или заложные. Сам Зеленин определял их словами церковного канона: «иже по-кры вода и брань пожра; трусь же яже объять и убшцы убиша, и огнь попали; внезапу восхищенныя, попаляемыя оть молш, измерение мразомъ и всякою раною».

В некоторых губерниях таких покойников еще называли мертвяками. Эти самые заложные (будем их называть так и мы) считаются весьма опасными. Они сохраняют все свои привычки в посмертии, част показываются людям, вредят им, пугают, могут и уничтожить. Чаще всего они любят появляться там, где их могилы, могут приходить домой, показываться родне. Для того, чтобы упокоить таких беспокойников, были особые обряды похорон. В некоторых местах их не предавали земле вообще, где-то хоронили в излучине рек или за кладбищенской оградой. Поминать их можно было лишь по особым дням или не поминали вообще. К примеру за самоубийц даже молиться нельзя. Но в Вятской губернии говорили, что за самоубийцу надо заказать храму большой колокол — он звонить будет и вымолит милость у бога. Удавленников поминали раз в году — сыпали на перекрестках зерна для птиц, чаще всего пшеницу.
в Пермской губернии в день поминовения усопших, на стол выставляли еду, а вот для заложных ее ставили под стол. И не все блюда что на столе, и мало совсем. Вроде как не положено заложным за одним столом с предками умершими нормальной смертью сидеть.
В Мордовии, в селе Оркино заложных хоронили в лесу в Самодуровском овраге. Люди боялись туда ходить по одиночке, говорили, что там ходит «убивец, который пугает людей своим криком, особенно под вечер страшным.» Тем кто с убивцем этим говорил, он рассказывал, что весь свой срок земной, что он не дожил ему теперь таким вот мертвяком ходить.
В Саратовской губернии к заложным относили и проклятых родителями. Их земля не принимает, вот они и бродят. Так же бытует мнение, что земля выкидывает гробы в проклятыми. Поляки рассказывали легенду о ребенке, который поднял руку на мать, и рука все время вылезала из могилы у него. Еще так же считается, что такие покойники не поддаются тлению.
В Малороссии есть легенда, что одна мать пожелала смерти избившему ее сыну, и он на месте и скончался, она связала ему руки своей косой, которую тот ей в драке оторвал так его и похоронили. А когда через несколько лет, на том месте стали строить храм, то выкопали случайно труп парня со связанными косой руками. Та женщина была еще жива, ее позвали и попросили простить сына. Она перекрестила его, косу сняла, тело тут же рассыпалось в прах.

О заложены покойниках ходит не мало легенд и мифов. К примеру в некоторых местах считается, что на них черти возят воду, используя вместо лошадей. Кстати отсюда пошло выражение «На обиженных и сердитых воду возят. Как говорили люди в те времена, кто часто обижается и обладает дурным нравом мало живет, а раз мало живет — то будет в посмертии заложным.
Самоубийцы по преданию раз в месяц приходят на место своей смерти. Утопленников можно увидеть при полной луне, как они купаются в воде, где утонули, прочие так же приходят на место своей гибели. Показываются людям, пугают их, могут и забрать с собой, т.е. извести до смерти. Чтобы не пугала людей душа самоубийцы в могилу вбивали осиновый кол.

В Вятской губернии был обычай, тяжело больной просил выздоровления и обещал за это всех заложных помянуть. Если болезнь уходила, то человек должен был идти на Семик и просить как милостыню муку по разным домам, после чего из нее пекли хлеб-Семик, булки и блины, все это несли на кладбище и атм поминали заложных покойников.

 

похожие записи

Оставить ответ